Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.
Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи!
ДОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
Работа делится на 10 шагов. Каждый шаг содержит систему заданий и действий, которые должен освоить ребёнок.
Правила, которые необходимо соблюдать при работе детьми на этом этапе обучения:
При выполнении графических заданий важны не быстрота и количество сделанного, а правильность и тщательность следования инструкции.
Перед каждым заданием объясните ребёнку его цель: что будем делать, для чего и как. Объясняя, используйте только знакомые слова. Объяснив, покажите;
Убедитесь, что ребёнок понял инструкции;
Соблюдайте последовательность занятий, не торопитесь, не перешагивайте через ступеньки;
Не переходите к последующим заданиям, если не освоены предыдущие;
Не забывайте, что дети 6 лет лучше усваивают учебный материал в игре, но не используйте тактику соревнований;
Продолжительность выполнения графических заданий не должна быть больше 3-5 мин;
При выполнении любых графических заданий учите ребёнка расслабляться после каждого движения и только затем делать следующее движение;
Если у ребёнка возникают трудности, если ребёнок напряжённо держит ручку, очень нервничает, выполнять сложные графические движения ещё рано. Не настаивайте, не подчёркивайте неловкость, неумение ребёнка.
Первый шаг добуквенного периода обучения – учимся правильно сидеть |
|||||
Правильная посадка
Сели прямо, ноги вместе, |
|||||
Второй шаг – учимся правильно держать тетрадь и ручку |
|||||
Важно, чтобы ребенок понял и почувствовал удобство правильной позы и правильного положения ручки. “Как научить ребёнка правильно держать ручку? Все мы пишем, почти не задумываясь над тем, как мы её держим. Я покажу это с помощью картинок на примере перьевой ручки. В Российских школах сейчас детей учат писать шариковыми ручками. Для перьевой ручки можно использовать тот же способ.
Расстояние от самого кончика ручки до кончика указательного пальца (расстояние X на рисунке) должно быть примерно 15 мм. Если расстояние слишком маленькое или слишком большое, рука при письме будет напряжена. При письме левой рукой действуют те же правила, но ручка берётся чуть выше, практически без прогибания указательного пальца. |
Если ребёнок работает правой рукой, попросите его положить тетрадь прямо перед собой, затем чуть наклонить её вправо, чтобы нижний левый край тетради находился на середине груди. Если вы учите леворукого ребёнка, то следует объяснить ему, что тетрадь должна быть сдвинута к левой руке и наклонена вправо. |
||||
Третий шаг – учимся рисовать прямые линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные |
|||||
Сначала учим ребёнка ставить точки, затем – стрелочки, указывающие направления движения руки. Самое главное – зафиксировать внимание на правильном направлении движения (по стрелке) и основном требовании – линии должны быть разными (длина штриха выбирается самостоятельно). Необходимо, чтобы движение начиналось в нужной точке и ребёнок научился различать, понимать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях. На этом этапе работы осваиваются свободные движения руки, тренируется умение координировать движения пальцев кисти, а также понимание и ощущение нужного направления движения. Закрепляется понимание того, где на листе бумаги верх, низ, справа, слева, сбоку, что значит « вести руку направо, влево, вверх, вниз». Трудными для понимания детей оказываются закругления. ВАЖНО! Следует объяснить и показать, что все вертикальные и наклонные линии пишутся сверху вниз, а горизонтальные линии - слева направо.
3 этап: ориентация в клетке ______________________________________________ ВНИМАНИЕ!
|
1 этап: ориентация на белом листе 2 этап: рисуем из точки линии
|
||||
Четвёртый шаг – учимся рисовать параллельные линии: прямые и наклонные |
|||||
Умение видеть параллельность линий, рисовать и писать их параллельными, понимание того, как это сделать, - очень важный этап подготовки к письму. Почему? Параллельность всех штрихов придаёт письму чёткость, аккуратность, делает письмо более лёгким для восприятия и чтения. Объясните и покажите, что все вертикальные и наклонные штрихи пишутся сверху вниз , горизонтальные линии – слева направо. Многовариантные упражнения по штриховке позволяют тренировать это умение. Нарушение параллельности нужно показывать наглядно: - Параллельные (не пересекаются) -Непараллельные (пересекаются) При выполнении упражнений необходимо чётко определить задачи работы: не просто «заштрихуй», а «заштрихуй, используя штрихи определённого наклона, линии на разном расстоянии» и т.д. |
4 этап: штрихуем в разных направлениях |
||||
Пятый шаг – учимся рисовать полуовалы: верхние и нижние, правые и левые |
|||||
При выполнении полуовалов следует обратить внимание на положение руки, на правильность опоры кисти. Рисование полуовалов – важный компонент подготовки к письму. Незавершённость фигуры, необходимость соотнести её высоту и ширину, ориентировка в пространстве – всё представляет сложность для ребёнка. Выполнение этих элементов будет способствовать определению ширины элементов и букв, а также отработке сложнокоординированных поворотных движений в разных направлениях. | |||||
Шестой шаг – учимся рисовать круги и овалы |
|||||
При выполнении овалов и кругов следует обратить внимание на их различие. При письме букв пишутся именно овалы. Главное зафиксировать внимание детей на том, что при рисовании этих элементов точка начала движения является и точкой его окончания. На этом этапе эффективны и вполне выполнимы вот такие графические задания: раскрути спираль, закрути спираль. |
|||||
Седьмой шаг – учимся рисовать зигзаги |
|||||
Эти задания позволяют научить ребёнка свободно передвигать руку по строке. Лучше, если графические элементы будут крупными. Это могут быть волны, облака, дорожки с горками. Сначала можно попробовать «проехать» по «широкой дорожке», а потом «по узкой». | |||||
Восьмой шаг учимся писать элементы печатных букв |
|||||
Важными компонентами этого шага являются: ---Понятие о рабочей строке, в которой пишется буква, её нижней и верхней границе, срединной линии. ---Фиксация внимания детей на высоте и ширине букв.
|
Эта работа начинается со знакомства детей с алфавитом, понятием шрифта, с анализа разных вариантов письма печатных букв. Всё это позволяет выделить основные элементы, из которых конструируются буквы. Конструировать буквы можно из разных деталей: счётных палочек, спичек, шнурка и т.д. Необходимо привлечь внимание детей к точке начала и точке окончания движения, зафиксировать принцип параллельности всех прямых линий. В ходе работы дети осознают, что графические движения – это элементы букв. |
||||
Девятый шаг – учимся писать печатные буквы |
|||||
Задание «Допиши печатные буквы» способствует: Закреплению зрительного образа буквы; Совершенствованию системы двигательных координаций, позволяющей писать детали печатных букв чётко, правильно и без выраженного напряжения; Улучшению зрительно-моторной координации. Точка начала движения и стрелочки помогают детям сформировать правильную траекторию движений при письме. |
|||||
Для успешного начала учебы в школе требуется:
Полезные материалы:
|
|||||
Десятый шаг – учимся писать элементы письменных строчных букв и письменных заглавных букв(этот этап проводится учителем в 1 классе или специалистом в предшкольный период) |
|||||
На начальном этапе каждый элемент букв при курсивном письме выполняется как отдельное действие, за которым обязательно следует пауза. В русском курсивном письме этих элементов немного: Названия элементов букв короткая наклонная линия короткая наклонная линия с закруглением внизу вправо короткая наклонная линия с закруглением внизу влево короткая линия с закруглением сверху и снизу удлиненная наклонная линия удлиненная наклонная линия с пе́тлей внизу удлиненная наклонная линия с пе́тлей вверху малый левый полуовал малый правый полуовал малый овал удлиненная наклонная линия удлиненная наклонная линия с закруглением внизу влево удлиненная наклонная линия с закруглением внизу вправо верхний элемент букв Г, П, Т верхний элемент буквы Р большой левый полуовал большой правый полуовал большой овал |
Шаг строится на основе: Осознанного выполнения графических движений; Совершенствования зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций; Способности к анализу и синтезу; Произвольной регуляции внимания; Необходимым компонентом этого шага является объяснение движения руки при выполнении элементов букв. Инструкция должна быть простой, однозначной, пошаговой, с чёткими ориентирами точки начала и точки окончания движения. Авторы предлагают такую схему объяснения: -- Словесная инструкция; -- Словесная инструкция + показ действия; -- Повторение инструкции ребёнком; -- Самостоятельное замедленное выполнение действия ребёнком под собственную инструкцию; -- Анализ качества выполнения буквенного элемента при фиксации внимания на правильных образцах. Целесообразно выделять только правильные образцы. Обучение элементам письменных букв начинается с анализа букв, выделения общих элементов, нахождения сходства и различия в соотношении элементов. Задания « Выдели элементы букв». -- Заглавные буквы пишутся в большой строке, строчные в рабочей малой строке. -- Точкой обозначается начало движения, стрелочкой – направление движения. -- Наклон при письме достигается наклонным положением тетради. -- Специальной тренировки и объяснения требуют слова « закругляем, закругляем влево, вправо, чуть-чуть не доводя». -- Обязательно отметьте и зафиксируйте внимание на точке окончания движения при письме каждого элемента. В процессе изучения элементов букв ребёнок должен освоить основные правила красивого и чёткого письма: § Все графические элементы должны быть одинаковой высоты и ширины; § Элементы, выходящие за верхнюю и нижнюю строку должны заканчиваться на одном расстоянии от строки вверх или вниз; § Расстояние между элементами букв и буквами в слове должно быть одинаковым; § Все линии при письме должны быть параллельными; § Прямые линии при письме должны быть ровными. Помните! Быстрота письма на начальном этапе обучения не может быть навязанной – это только затормозит формирование навыка! При
выполнении графических заданий важна не быстрота, не количество
сделанного, а точность (качество) выполнения.
Не требуйте от ребенка связного письма. Только после того, как
выполнение каждого элемента (буквы) уходит из-под постоянного
контроля, возможно достаточно быстрое, плавное и связное (но не
безотрывное) письмо.
До тех пор, пока ребенок не осознал, не осмыслил, «как делать» (то
есть не осознал алгоритм действия, а, например, при выполнении каждой
отдельной буквы – схему, траекторию движений – «откуда начать, куда
вести, где закончить»), пока не сформирована задача действия, «упражнять»
ребенка в копировании букв, слогов, слов не только бессмысленно, но и
вредно.
|
ТОП- 30 ЗАНЯТИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ И ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ:
Это важно знать: Для подготовки к письму и выполнения графических упражнений с детьми дошкольного возраста используется простой карандаш. Нельзя использовать в этих упражнениях фломастеры, так как они не требуют от малыша мышечных усилий для проведения линии.
— выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики,
— конструирование из мелких деталей, из конструкторов, требующих завинчивания гаек, шурупов,
— конструирование из бумаги и картона,
— плетение шнуров из ярких цветных веревочек,
— работа на детском настольном ткацком станочке,
— вязание крючком и на спицах (работы Е. Шулешко убедительно доказали, как эффективно вязание в подготовке детей к школе),
— шитье и вышивка (Примечание: для ребенка 6 лет нужна иголка длиной 4 см, не тонкая, с продольным ушком. Дети осваивают швы «вперед иголку» по прямой линии, «за иголку», «через край»),
— изготовление поделок из проволоки,
— пришивание пуговиц,
— нанизывание бусин и изготовление детских бус,
— изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование),
— пальчиковые игры,
— штриховки,
— изготовление коллажей (вырезание ножницами фигур из журналов и составление из них композиций),
— выжигание по дереву,
— выпиливание,
— валяние,
— раскрашивание картинок (важно не само по себе раскрашивание, а чтобы картинка была раскрашена карандашом без выхода за контуры, аккуратно, не спеша),
— рисование узоров на бумаге в клеточку («продолжи начатый узор»),
— дорисовывание недостающей половины рисунка по клеточкам,
— обведение рисунков по точкам,
— выкладывание из спичек фигур и узоров (у спичек нужно предварительно обрезать головки для безопасности ребенка).
— плетение разных узоров из бумажных полос, а потом и из тесьмы, придумывание своих новых сочетаний и узоров (см. «Дары Фребеля» — плетение из полос),
— изготовление бумажных бус (Прямоугольная полоска разрезается по диагонали на треугольники. Каждый треугольник скручивается по диагонали, конец треугольника приклеивается. Получается цветная бумажная бусинка. Бусины нанизываются на тесьму).
— вырезание гирлянд из бумаги, сложенной гармошкой,
— декоративное рисование (рисование узоров – элементов русских росписей – хохломской, городецкой, мезенской и других) – ребенок учится правильно располагать элементы на плоскости, строить их в ритме,
— задания с линейками — трафаретами животных, геометрических фигур, фруктов, овощей и других фигурок (обведение контура по трафарету и его штриховка или дорисовывание и раскрашивание; составление картин из элементов разных трафаретов),
— рисование на доске мелом, цветными мелками,
— оригами,
— изготовление поделок из природного материала (шишки, каштаны, веточки, листья, семена, горох).