Рекомендации по разработке рабочих программ учебных курсов
Рекомендации по разработке рабочих программ по предметам
Рабочая программа отдельного учебного предмета, курса является составной частью основной общеобразовательной программы, обязательной для выполнения в полном объеме, и предназначенной для реализации требований ФГОС к содержанию и результатам образования обучающихся по конкретному предмету, курсу (далее Рабочая программа).
Цель Рабочей программы – обеспечение содержания и достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Задачи Рабочей программы:
- конкретизировать содержание, объем, порядок изучения учебного предмета, курса с учетом требований ФГОСов, целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся;
- представить практическую реализацию федерального государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета, курса;
- конкретизировать планируемые образовательные результаты по предмету, курсу в индикаторах их достижения.
Рабочая программа составляется в двух экземплярах: один экземпляр хранится у учителя, второй сдаётся ответственному в общеобразовательном учреждении за ведение номенклатуры дел.
Структура Рабочей программы
пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
общую характеристику учебного предмета, курса;
описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
содержание учебного предмета, курса;
тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
описание учебно-методического и материально-техническогообеспечения образовательного процесса.
- полное наименование учредителя образовательного учреждения;
- полное наименование образовательного учреждения (тип образовательного учреждения);
- грифы согласования программы профессиональным объединением учителей образовательного учреждения (или муниципальным профессиональным объединением учителей) и заместителем директора по УВР;
- гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения с указанием даты и номера приказа;
- наименование учебного предмета, для изучения которого разработана программа;
- образовательная область, включающая данный учебный предмет;
- указание ступени и параллели, на которой изучается предмет;
- сроки реализации программы;
- фамилия, имя, отчество, должность разработчика(ов) Рабочей программы;
- наименование города или населенного пункта;
- год составления программы
Пояснительная записка
- библиографический список программ (примерной, авторской), на основе, которой разработана Рабочая программа;
- обоснование выбора УМК;
- цель и задачи обучения предмету;
- ценностные ориентиры содержания учебного предмета;
- общая характеристика организации учебного процесса: технологий, методов, форм, средств обучения и режим занятий;
- количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа;
- информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование;
- используемая в тексте программы система условных обозначений ( при наличии)
Планируемые результаты
- подробное описание базовых личностных, метапредметных и предметных результатов по уровням с индикаторами их усвоения;
- подробное описание повышенного уровня усвоения личностных, метапредметных и предметных результатов по уровням с индикаторами их усвоения (выделяются курсивом)
Содержание тем учебного курса
- перечень и название разделов учебного предмета и видов учебной деятельности;
- количество часов необходимое для изучения раздела
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
- перечень разделов и тем, последовательность их изучения;
- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
- вид занятий (теоретические или практические);
- виды и формы учебной деятельности обучающихся;
- количество и темы контрольных работ
Перечень обязательных контрольных и диагностических работ;
-перечень обязательных контрольных и диагностических работ, проводимых в течение срока реализации программы
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы
- библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе;
- оборудование и приборы;
- дидактический материал;
- цифровые образовательные ресурсы;
- Интернет-ресурсы;
- литература, рекомендованная для учащихся;
- литература, использованная при подготовке программы;
- др.
Общие правила разработки программ внеурочной деятельности:
1. Программы организации внеурочной деятельности могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.
2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы.
3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.
Программы внеурочной деятельности имеют следующую структуру:
1. Титульный лист;
2. Пояснительная записка;
3. Учебно-тематический план;
4. Содержание курса;
5. Ресурсное обеспечение реализации Программы;
6. Рекомендуемая литература.
Разделы Рабочей программы
Содержание разделов Рабочей программы
Титульный лист
Вышестоящие органы образования (по подчиненности учреждения). Название образовательного учреждения, в котором разработана программа. Ф.И.О. ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения.
Дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации.
Название программы (по возможности краткое и отражающее суть программы). Возраст детей, на который рассчитана программа.
Срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана).
Автор программы (Ф.И.О, занимаемая должность).
Название города.
Год создания программы.
Пояснительная записка
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:
• актуальность;
• практическая значимость;
• связь с уже существующими по данному направлению программами;
• вид (модифицированная, экспериментальная, авторская программа);
• новизна (для претендующих на авторство).
2. Цель и задачи программы.
Цель — предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе.
Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели.
Задачи могут быть:
• обучающие - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.д.;
• воспитательные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.;
• развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии. Формулирование задач также не должно быть абстрактным, они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.
3. Отличительные особенности программы:
• базовые теоретические идеи; ключевые понятия;
• этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь.
В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.
4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
- возраст детей и их психологические особенности;
- особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.);
- число обучающихся по годам обучения (обосновать);
- режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю; периодичность занятий.
- прогнозируемые результаты и способы их проверки:
5. Уровень результатов работы по программе: Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
6. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей (могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно-исследовательские конференциях и т.д.).
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план составляется в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия).
Последовательность тем целесообразно построить так, чтобы они независимо от направления деятельности учащихся отражали логику предлагаемого образовательного маршрута. На вводном занятии целесообразно обратить внимание на особенности использования терминов и понятий, отражающих специфику содержания программного материала. Затем желательно раскрыть природу возникновения, историю становления и развития рассматриваемого явления (науки, искусства, техники, спорта и т.п.), показать роль специалистов, мастеров, исследователей в формировании современных представлений о том или ином явлении.
Содержание Программы
Содержание Программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описание темы включает:
• название;
• основные узловые моменты;
• формы организации образовательного процесса (теоретические, практические).
Изложение ведется в именительном падеже. Обычно первая тема — введение в программу. Особенности содержания программы.
При отборе содержания и видов деятельности детей в том или ином объединении учитываются интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, рекомендации школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагога.
Ресурсное обеспечение реализации Программы:
Кадровое (педагоги, администрация, врачи, психологи и т.д);
Материально-техническое;
Финансовое;
Информационно-методическое (пособия, методическая литература и т.п., интернет).
Краткая характеристика средств, необходимых для реализации программы: кадровых — перечислить педагогов, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора; материально-технических — дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов (в расчете на число обучающихся).
Список литературы.
Приводятся два списка литературы:
литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса;
литература, рекомендуемая для детей и родителей.
После написания программы внеурочной деятельности организуется ее презентация на заседании методического объединения педагогов, реализующих дополнительное образование младших школьников.
После доработки в соответствии с замечаниями и пожеланиями участников обсуждения программа и рецензии на нее представляются в администрацию образовательного учреждения.
После утверждения программы директором образовательного учреждения педагогический совет может рекомендовать программу для апробации в том или ином объединении детей.
По мере опытной проверки содержание программы корректируется, дополняется и обеспечивается средствами психолого-педагогической поддержки и необходимым учебно-методическим комплектом. В состав учебно-методического комплекта к программе могут входить:
- учебные и методические пособия;
- энциклопедические словари и справочники,
- аннотированный указатель литературы для педагога и для детей;
- видео- и аудиоматериалы;
- компьютерная поддержка программы;
- подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов и т.д.;
- перечень объектов для экскурсий;
- календарь знаменательных дат;
- информация о жизни и деятельности людей, внесших существенный вклад в искусство и науку, производство, спорт, туризм и т.д.;
- подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по конкретному направлению деятельности обучающихся;
- коллекции различных предметов по направлениям творческой деятельности данного объединения (альбомы, репродукции произведений искусства, произведения декоративно - прикладного искусства, почтовые марки, открытки, значки, памятные медали, портреты людей, достигших успехов в конкретном направлении творческой деятельности, натурные объекты, модели, макеты различных устройств и т.д.);
- информация о мемориальных центрах, музеях, картинных галереях, выставочных залах и т. п. по направлению творческой деятельности конкретного объединения детей;
- материалы, отражающие достижения обучающихся;
- оборудование рабочего места.
В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. Если программу предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.