Общие положения
Воспитательная работа среди обучающихся является одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений.
Основными целями образовательного учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся, их успешная социализация в обществе и адаптация на рынке труда, воспитание гражданственности, духовности, инициативности и самостоятельности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Задачей образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако основная роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.
В соответствии с п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 «на педагогического работника с его согласия могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе».
Классный руководитель назначается с согласия педагогического работника приказом руководителя общеобразовательного учреждения на основании решения педагогического совета.
Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по воспитательной работе.
Класс – это группа обучающихся, как правило, одного возраста, осваивающих одну образовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения. Цели и задачи деятельности классного руководителя
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося.
Задачи классного руководителя:
1) формирование и развитие коллектива класса; 2) организация системной работы с обучающимися в классе; 3) создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; 4) организация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; 5) защита прав и интересов обучающихся; 6) гуманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками; 7) формирование здорового образа жизни; 8) формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей; 9) организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся. Функции классного руководителя
Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава образовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
В своей деятельности классному руководителю необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни. 1. Организационно-координирующие
Разработка плана деятельности классного руководителя исходя из анализа, состояния и перспектив развития классного коллектива. Прогнозирование результата воспитывающей деятельности.
Установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования).
Взаимодействие с педагогическими работниками и иными работниками общеобразовательного учреждения.
Организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива.
Организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий.
Стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе через систему дополнительного образования детей (вовлечение в кружки, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, организацию экскурсий, посещение театров, выставок).
Взаимодействие с общественными организациями, советом ветеранов, заслуженными работниками образования.
Защита, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
– сотрудничество с медицинским персоналом школы; – организация просветительской работы с обучающимися, учителями и родителями; – воспитание позитивного отношения к урокам физкультуры и занятиям спортом.
Организация изучения обучающимися правил по охране труда, правил дорожного движения, безопасного поведения в городе, в быту, на воде.
Обеспечение охраны и защиты прав обучающихся, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). Сотрудничество с социальным педагогом.
Выявление, учет и работа с детьми социально незащищенных категорий.
Работа с детьми, подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Содействие профессиональному самоопределению выпускников, осознанному выбору ими профессии.
Ведение документации: классного журнала, личных дел обучающихся, осуществление проверок дневников, разработок методических материалов мероприятий.
Еженедельное проведение классных часов и родительских собраний раз в четверть.
Организация дежурства по классу, образовательному учреждению, столовой, коллективная уборка школы, помощь детей в ремонте образовательного учреждения.
Соблюдение санитарного состояния прикрепленного кабинета.
Забота о внешнем виде воспитанников.
Оперативное извещение администрации школы о каждом несчастном случае. Принятие мер по оказанию первой доврачебной помощи.
Взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом. 2. Коммуникативные
Регулирование межличностных отношений между обучающимися.
Установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися.
Содействие общему благоприятному психологическому климату в классе.
Оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств. Помощь в решении проблем, возникающих в общении с товарищами, учителями, родителями. 3. Аналитико-прогностические
Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития.
Направление самовоспитания и саморазвития личностей обучающихся.
Определение состояния и перспектив развития классного коллектива. 4. Контрольные
Контроль за успеваемостью каждого обучающегося.
Контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися. Формы работы классного руководителя
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
индивидуальные (беседы, консультации, совместный поиск решения проблемы и др.);
групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса. Критерии оценки деятельности классного руководителя 1. Критерий результативности
Отражает уровень социального развития обучающихся:
уровень общей культуры и дисциплины, гражданской зрелости, нравственности, воспитанности учащихся;
успеваемость учеников класса (высокая, средняя, низкая), формы ее контроля и повышения (с учетом реальных возможностей класса);
комфортный психологический климат обучающихся. 2. Критерии деятельности
Позволяют оценить реализацию управленческих решений классного руководителя:
наличие установленной для классного руководителя документации;
ведение документации в соответствии с требованиями:
– план воспитательной работы, постановка конкретных задач воспитания и их реализация, анализ и оценка результатов работы; – классный журнал с регистрацией поручений и занятости учащихся в кружках и секциях; – регулярный учет в журнале посещаемости уроков в классе, контроль за пропусками уроков; – психолого-педагогические карты изучения личностей учащихся.
Организация воспитательной работы с обучающимися:
– массовые воспитательные дела класса; – участие классного коллектива в общих делах школы; – организация участия классного коллектива во внешкольных мероприятиях (районные, городские конкурсы, экскурсии); – развитие ученического самоуправления; – социальная защищенность учащихся; – умение разрешать конфликты (ученик-ученик, ученик-учитель); – вовлечение каждого ученика в значимую для него и окружающих деятельность.
Активная деятельность классного руководителя:
– участие в мероприятиях по воспитательной работе и обмену опытом в рамках образовательного учреждения, района, округа и города; – профессиональное общение с педагогическими работниками, взаимодействующими с обучающимися в данном классе, другими участниками образовательного процесса и общественностью.
Работа с родителями:
– организация совместных с родителями мероприятий; – изучение семей учащихся и организация индивидуальной работы с семьями, нуждающимися в педагогической поддержке. |