Рабочая программа – это индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого он определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с определенными Стандартом целью и результатами обучения. Рабочая программа формируется на основе авторской учебной программы и соответствующего ей учебно-методического комплекта.
Элемент
Содержание
Титульный лист
название образовательного учреждения;
название учебного предмета;
обозначение класса, для которого разработана рабочая программа;
сроки действия рабочей программы (учебный год);
краткая информация об авторе-разработчике данной рабочей программы (Ф.И.О. учителя, его разряд или квалификационная категория, педагогический стаж, опыт работы с данным учебно-методическим комплектом);
место для отметки об утверждении рабочей программы руководителем ОУ.
Пояснительная записка
авторская программа и учебники, используемые в процессе обучения (Ф.И.О авторов, год издания);
педагогическая цель и задачи, актуальные при обучении предмету в данном классе;
особенности обучения в данном классе (развивающее, коррекционно-развивающее, работа с одаренными детьми и т.д.);
особенности и проблемы, существующие в организации работы в данном классе;
информация об изменении сроков и/или времени изучения отдельных тематических блоков (разделов) с указанием причин и целесообразности изменений;
информация об изменении содержательной части авторской программы, обоснование изменений, описание резервов, за счет которых они будут реализованы. Если количество изменений, внесенных учителем, достигает 20% и более, то требуется согласование и рецензия компетентного органа образования (научно-методического центра, ИПКРО и т.д.).
Планирование учебной деятельности
календарно-тематическое планирование с выделением характеристик деятельности учащихся.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
список развивающе-познавательной литературы для учащихся;
список методической литературы для учителя;
база заданий (КИМов);
база творческих заданий (темы проектов и исследований, сочинений и наблюдений, ролевых игр);
перечень иллюстрированных таблиц, карт, макетов, муляжей, тематических коллекций, лабораторного оборудования и т.д.
Составление рабочих программ является, чаще всего, самой проблемной и трудоемкой частью процесса подготовки всей необходимой для работы документации, особенно для молодых учителей.
Во-первых, именно потому, что и оформление, и содержание рабочей программы должно строго соответствовать определенным правилам. Во-вторых, потому, что этот процесс ограничен жесткими временными рамками. Специфика работы, перегруженность учителя в начале и в конце учебного года, необходимость вовремя сдать рабочие программы на утверждение приводят к тому, что заниматься их составлением приходится летом, во время отпуска. В-третьих, одному учителю составлять, как правило, приходится несколько программ, по разным дисциплинам, для разных классов, по разным учебникам, которые иногда приходится изучать летом, чтобы к началу года сдать рабочую программу в учебную часть. В-четвертых, даже если учитель имеет в наличии целый комплект рабочих программ, которые он разрабатывал несколько лет, их все равно приходится ежегодно изменять, модифицировать, переделывать, подстраиваясь под новые стандарты, новые требование, новые классы... В-пятых, рабочую программу мало создать, разработать, напечатать, утвердить на заседании методического совета школы, района или в городском Управлении образования.
На международной образовательной конференции Новая школа: мой маршрут встретила материал достойный того, чтобы его изучить и взять в работу. Предлагаю вам его для ознакомления.
Уверена многие учителя задают сегодня эти вопросы: "Рабочая программа. С чего начать? Ее сочиняют или составляют? Какова технология работы? На сколько лет должна быть рассчитана программа? Как правильно оформить титульный лист? В чем отличие календарно-тематического планирования по стандарту 2004 года от одноименной составной части рабочей программы по ФГОС НОО?" Это далеко не полный перечень вопросов, на которые искали ответы участники вебинара «Учимся писать рабочую программу по ФГОС НОО», состоявшегося 9 октября 2012 года в рамках конференции «Новая школа: мой маршрут».