В ряду экологических знаменательных дат этот день особенно важен, так как проблема обеспечения питьевой водой - в достаточном количестве и допустимого качества – становится глобальной экологической проблемой для всех стран.
В XX веке потребление воды в мире увеличилось вшестеро, причем скорость роста этого показателя в два с лишним раза превышает темпы роста населения.
Треть населения в мире живет сегодня в странах, которые уже столкнулись в большей или меньшей степени с проблемой нехватки воды: во многих странах питьевая вода уже продается в банках.
По данным Всемирной метеорологической организации, к 2020 году с нехваткой питьевой воды может столкнуться все население планеты. И хотя земля потенциально располагает достаточным количеством водных запасов, распределены они крайне неравномерно. Одной из причин вооруженных конфликтов в XXI веке может стать борьба за водные ресурсы.
Недаром 2003 год был объявлен ООН «Международным годом пресной воды». Основная цель проведения Года пресной воды - привлечь всеобщее внимания к проблемам связанным с нехваткой и загрязнением пресных вод, усилить понимание значимости охраны и рационального управления существующими водными ресурсами.
Вызывает тревогу не только нехватка питьевой воды, но и ее качество. По данным Всемирной организации здравоохранения, свыше 500 млн. человек в мире ежегодно болеют от потребления некачественной воды. Пагубное воздействие оказывают результаты хозяйственной деятельности человека, засоряющего водные артерии ядохимикатами, гербицидами, тяжелыми металлами, неочищенными сточными водами, радиоактивными осадками. Ухудшение качества связано с резким увеличением содержания фтора в воде. Для того, чтобы привести содержание фтора в норму, необходимо модернизировать устройства водоочистки, что является большой проблемой для большинства городов.
На Саммите тысячелетия ООН лидеры многих государств мира взяли на себя обязательство к 2015 году сократить вдвое количество людей, которые лишены чистой питьевой воды.
В 2002 году на Встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге лидеры государств вновь подтвердили это обязательство.
В марте 2003 года в Киото (Япония) состоялся третий Всемирный форум по проблемам воды, который посвящен проблемам развития водных ресурсов и управления водным хозяйством.
Сегодня международное сообщество поставило перед собой несколько основных целей, которые являются ориентирами для всех последующих действий по охране водных ресурсов и их рациональному использованию.
Как свидетельствует исторический опыт, не конфликты, а именно межгосударственное сотрудничество становилось наиболее эффективным способом управления трансграничными водными ресурсами.
С учетом этого ООН призывает страны мира всемерно поддерживать конструктивное сотрудничество и распределять ответственность в управлении водными ресурсами трансграничных водоемов во имя нынешнего и будущих поколений и всегда помнить — где бы мы ни жили, выше или ниже по течению, мы все находимся «в одной лодке».
Экологи всех стран, отмечая День воды, привлекают внимание общественности к состоянию водных объектов, проблемам безопасного для здоровья людей водоснабжения и рационального водопотребления. В этот день проводятся массовые акции, кампании по защите водных объектов, экскурсии, конференции, семинары, форумы и выставки.
В России этот день впервые отмечался в 1995 году под девизом «Вода - это жизнь».
В истории России законы по охране водных ресурсов появились сравнительно поздно. Если об ограничении промысла диких зверей и птиц говорилось уже в первом письменном документе - в «Русской правде» Ярослава Мудрого (XI в.), то государев указ о соблюдении чистоты водоемов появился только семь столетий спустя, в начале XVIII в.
Такое «опоздание» объясняется, скорее всего, обилием водных ресурсов. Они представлялись данными «от Бога», всеобщими и неисчерпаемыми, и в то же время ничейными.
И только в Соборном Уложении 1649 года, принятом при царе Алексее Михайловиче, была сделана первая попытка регламентировать взаимоотношения человека и лесов.
Именно с лесов, говоря современным языком, санитарных зон водоемов и началось законодательство по охране вод России.
В 1712 г. Петр 1 запретил на берегах рек и каналов рубить лес и обрабатывать древесину, «чтобы от тех щеп и сору оные реки не засаривались».
С начала XIX в. быстрый рост промышленности сопровождался загрязнением рек в городской черте. Возникает необходимость усилить природоохранные требования.
Так, в Уставе строительном, утвержденном 2 августа 1803 года, ст. 408 устанавливала: «Запрещается строить в городах и выше городов по течению рек и протоков мануфактуры, фабрики и заводы, чистоте воздуха и воды вредные».
А в Уложении о наказаниях 1845 г. выделена специальная глава «О нарушении правил для охранения чистоты воздуха и безвредности воды». Причем нарушителя предписывалось наказывать вплоть до закрытия предприятия и переноса его на другое место.
При Советской власти были предприняты попытки придать охране природы общегосударственные масштабы. В частности, природные воды провозглашались государственной собственностью, всенародным достоянием. Однако негласно безусловный приоритет отдавался максимальной эксплуатации природных богатств страны.
В настоящее время основным законом, регулирующим водные отношения, является Водный кодекс РФ, который провозглашает рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов приоритетом государственной политики.
|
Сегодня для России, несмотря на очевидное богатство водными ресурсами (по оценкам ЮНЕП, Россия обладает третьей частью мировых запасов пресной воды и уступает в этом только Канаде), вопрос стоит очень остро - сохранить то, что осталось.
Сохранение и рациональное использование этого природного богатства вот уже несколько лет стоит в ряду важнейших правительственных задач и в центре внимания экологической общественности.
В Калужской области протекает около 2000 рек общей протяженностью более 10 тыс.км, из них 242 реки длиной более 10 км имеют общую протяженность около 6,3 тыс.км. В средний по водности год на территорию Калужской области поступает с территории соседних областей 6 км3 речного стока, формируется на территории области около 6,5 км3 и за пределы области уходит около 12,5 км3.
Качество воды основных рек области, с учетом гидрометеорологических условий конкретных лет, устойчиво соответствует третьему классу загрязнения. Средний индекс загрязнения вод по основным рекам области в 2008 году составил 1,3 (умеренно загрязненная) и в последние годы практически не изменяется.
Требует своего внимания вопрос поддержания экологически полноценного состояния рек области. Деградация происходит из-за увеличивающейся антропогенной нагрузки, слабый уклон местности определяет медленное течение рек, сильную извилистость их русел, заиление и загрязнение. В результате реки утрачивают свои естественно-природные качества и нуждаются в восстановлении их природных комплексов.
Несмотря на достаточную в целом обеспеченность области поверхностными водными ресурсами вследствие крайне неравномерного распределения речного стока в течение года многие реки области можно использовать для удовлетворения хозяйственно-бытовых потребностей населения при условии строительства прудов и водохранилищ, аккумулирующих сток весеннего половодья.
На территории области существует около 500 искусственных водных объектов (прудов и водохранилищ), созданных с помощью гидротехнических сооружений, в том числе объемом более 1 млн. куб. м (водохранилища) -19 шт.(4%), объемом от 0,5 до 1 млн. куб.м - 38шт. (6%), объемом от 0,1 до 0,5 млн. куб. м около 150 шт. (30%). и объемом менее 0,1 млн. куб. м – около 300 шт. (60%). Общий объем воды, аккумулированный в прудах и водохранилищах составляет 150 млн. куб.м, в том числе в 19 водохранилищах - 87 млн. куб.м. Водохранилища и пруды используются для водоснабжения, рыборазведения, орошения, рекреации, хозяйственно-бытовых и противопожарных целей. За последние два года за счет средств федерального бюджета при софинансировании из областного бюджета выполнен капитальный ремонт пяти гидротехнических сооружений области, работы еще на трех объектах будут завершены в 2009 году.
Выполнение работ по капитальному ремонту гидротехнических сооружений позволит предотвратить возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с разрушением дорог, строений, нарушением энергоснабжения и связи, а так же затоплением территорий.
Водные ресурсы Калужской области
|