|
Когда однажды меня спросили о моём кумире в педагогической профессии, я не задумываясь назвала Василия Александровича Сухомлинского. Потому что он создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, и она импонирует мне. Потому что этот Учитель признавал личность ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы воспитание и образование, и это импонирует моему педагогическому мировоззрению. Потому что этот Человек строил процесс обучения как радостный труд и отводил важную роль слову учителя. И это важно для моей педагогической деятельности. |
“Слово — тончайшее прикосновение к сердцу, оно может стать и нежным благоухающим цветком и живой водой, возвращающей веру в добро, острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души и раскаленным железом и комьями грязи. Человеческое слово оборачивается самыми неожиданными поступками даже тогда, когда его нет, а есть молчание. Там где необходимо острое, прямое, честное слово иногда мы видим позорное молчание. Это самый гнусный поступок— предательство. Бывает наоборот, предательством слово становится тогда, когда оно должно молчать, храня тайну. Мудрое доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, повеять смятение и безнадежность и одухотворить, рассеять сомнения и повергнуть в уныние, сотворить улыбку и вызвать слезы, породить веру в Человека и заронить неверие; вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души. Злое, неудачное, бестактное, глупое слово может оскорбить, огорчить, ошеломить, потрясти человека. Умей сообразить и почувствовать, когда человеку, с которым ты встречаешься, нужно, чтобы ты говорил, а когда ему крайне необходимо, чтобы ты молчал.” – писал Василий Александрович Сухомлинский. |
|
МОИ ЛЮБИМЫЕ ЦИТАТЫ из книги книги "Мудрость родительской любви"
***
Чуткость, впечатлительность души формируется в детстве. Если упущены детские годы, упущенного никогда не наверстаешь.
***
Физическое наказание — это показатель не только слабости, растерянности, бессилия родителей, но и крайнего педагогического бескультурья. Дети, воспитанные ремнем, делаются бездушными, бессердечными людьми.
***
Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, — это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Самое большое зло —эгоизм, индивидуализм отдельных родителей.
***
От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. В дошкольном и младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека.
***
Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается СОВЕСТЬ.
***
Учить чувствовать — это самое трудное, что есть в воспитании. Ребенок чувствует тончайшие переживания другого человека только тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. Надо воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь — тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека.
|
|