Каталог статей

Главная » Статьи » Учительская » Учителям

Рекомендации по разработке рабочих программ учебных курсов

Рекомендации по разработке рабочих программ по предметам

Рабочая программа отдельного учебного предмета, курса является составной частью основной общеобразовательной программы, обязательной для выполнения в полном объеме, и предназначенной для реализации требований ФГОС к содержанию и результатам образования обучающихся по конкретному предмету, курсу (далее Рабочая программа).

Цель Рабочей программы – обеспечение содержания и достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Задачи Рабочей программы:


- конкретизировать содержание, объем, порядок изучения учебного предмета, курса с учетом требований ФГОСов, целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся;
- представить практическую реализацию федерального государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета, курса;
- конкретизировать планируемые образовательные результаты по предмету, курсу в индикаторах их достижения.

Рабочая программа составляется в двух экземплярах: один экземпляр хранится у учителя, второй сдаётся ответственному в общеобразовательном учреждении за ведение номенклатуры дел.

 

Структура Рабочей программы

 

  • пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

  • общую характеристику учебного предмета, курса;

  • описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

  • описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

  • содержание учебного предмета, курса;

  • тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

  • описание учебно-методического и материально-техническогообеспечения образовательного процесса.

  • планируемые результаты изучения курса

Содержание Рабочей программы учебного предмета:

Разделы Рабочей программы

Содержание разделов Рабочей программы

Титульный лист
(смотри здесь)

- полное наименование учредителя образовательного учреждения;
- полное наименование образовательного учреждения (тип образовательного учреждения);
- грифы согласования программы профессиональным объединением учителей образовательного учреждения (или муниципальным профессиональным объединением учителей) и заместителем директора по УВР;
- гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения с указанием даты и номера приказа;
- наименование учебного предмета, для изучения которого разработана программа;
- образовательная область, включающая данный учебный предмет;
- указание ступени и параллели, на которой изучается предмет;
- сроки реализации программы;
- фамилия, имя, отчество, должность разработчика(ов) Рабочей программы;
- наименование города или населенного пункта;
- год составления программы      

Пояснительная
записка

- библиографический список программ (примерной, авторской), на основе, которой разработана Рабочая программа;
- обоснование выбора УМК;
- цель и задачи обучения предмету;
- ценностные ориентиры содержания учебного предмета;
- общая характеристика организации учебного процесса: технологий, методов, форм, средств обучения и режим занятий;
- количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа;
- информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование;
- используемая в тексте программы система условных обозначений ( при наличии)

Планируемые результаты

- подробное описание базовых личностных, метапредметных и предметных результатов по уровням с индикаторами их усвоения;
- подробное описание повышенного уровня усвоения личностных, метапредметных и предметных результатов по уровням с индикаторами их усвоения (выделяются курсивом)

Содержание тем учебного курса

- перечень и название разделов учебного предмета и видов учебной деятельности;
- количество часов необходимое для изучения раздела

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

- перечень разделов и тем, последовательность их изучения;
- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
- вид занятий (теоретические или практические);
- виды и формы учебной деятельности обучающихся;
- количество и темы контрольных работ

Перечень обязательных контрольных и диагностических работ;

-перечень обязательных контрольных и диагностических работ, проводимых в течение срока реализации программы

Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы

- библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе;
- оборудование и приборы;
- дидактический материал;
- цифровые образовательные ресурсы;
- Интернет-ресурсы;
- литература, рекомендованная для учащихся;
- литература, использованная при подготовке программы;
- др.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности:

1.     Программы организации внеурочной деятельности могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.
2.     Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы.
3.     В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

Программы внеурочной деятельности имеют следующую структуру:
1.     Титульный лист;
2.     Пояснительная записка;
3.     Учебно-тематический план;
4.     Содержание курса;
5.     Ресурсное обеспечение реализации Программы;
6.     Рекомендуемая литература.

 

Разделы Рабочей программы

Содержание разделов Рабочей программы

Титульный лист

  • Вышестоящие органы образования (по подчиненности учреждения). Название образовательного учреждения, в котором разработана программа. Ф.И.О. ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения.
  • Дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации.
  • Название программы (по возможности краткое и отражающее суть программы). Возраст детей, на который рассчитана программа.
  • Срок реализации  программы (на сколько лет она рассчитана).
  • Автор программы (Ф.И.О, занимаемая должность).
  • Название города.
  • Год создания программы.

Пояснительная
записка

1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:
•   актуальность;
•   практическая значимость;
•   связь с уже существующими по данному направлению программами;
•   вид (модифицированная, экспериментальная, авторская программа);
•   новизна (для претендующих на авторство).
2.  Цель и задачи программы.
Цель — предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе.
Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную  направленность. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели.
Задачи могут быть:
• обучающие - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.д.;
• воспитательные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.;
• развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
Формулирование задач также не должно быть абстрактным, они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.
3.  Отличительные особенности программы:
•   базовые теоретические идеи; ключевые понятия;
•  этапы реализации, их обоснование и взаимо­связь.
 В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.
4.  Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
- возраст детей и их психологические особен­ности;
- особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.);
- число   обучающихся   по   годам   обучения (обосновать);
- режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю; периодичность занятий.
- прогнозируемые результаты и способы их проверки:
5.  Уровень  результатов работы по программе:
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
6. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей (могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно-исследовательские конференциях и т.д.).

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план составляется в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия).
Последовательность тем целесообразно построить так, чтобы они независимо от направления деятельности учащихся отражали логику предлагаемого образовательного маршрута. На вводном занятии целесообразно обратить внимание на особенности использования терминов и понятий, отражающих специфику содержания программного материала. Затем желательно раскрыть природу возникновения, историю становления и развития рассматриваемого явления (науки, искусства, техники, спорта и т.п.), показать роль специалистов, мастеров, исследователей в формировании современных представлений о том или ином явлении.

Содержание Программы

Содержание Программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описание темы включает:
•    название;
•    основные узловые моменты;
•    формы организации образовательного процесса (теоретические, практические).
Изложение ведется в именительном падеже. Обычно первая тема — введение в программу.
Особенности содержания программы.
При отборе содержания и видов деятельности детей в том или ином объединении учитываются интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, рекомендации школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагога.

Ресурсное обеспечение реализации Программы:

 

  • Кадровое (педагоги, администрация, врачи, психологи и т.д);
  • Материально-техническое;
  • Финансовое;
  • Информационно-методическое (пособия, методическая литература и т.п., интернет).

       Краткая характеристика средств, необходимых для реализации программы: кадровых — перечислить педагогов, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора; материально-технических — дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов (в расчете на число обучающихся).

 

Список литературы.

 

Приводятся два списка литературы:

  • литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса;
  • литература, рекомендуемая для детей и родителей.

После написания программы внеурочной деятельности организуется ее презентация на заседании методического объединения педагогов, реализующих дополнительное образование младших школьников.
После доработки в соответствии с замечаниями и пожеланиями участников обсуждения программа и рецензии на нее представляются в администрацию образовательного учреждения.
После утверждения программы директором образовательного учреждения педагогический совет может рекомендовать программу для апробации в том или ином объединении детей.
По мере опытной проверки содержание программы корректируется, дополняется и обеспечивается средствами психолого-педагогической поддержки и необходимым учебно-методическим комплектом.
В состав учебно-методического комплекта  к программе могут входить:     
- учебные и методические пособия;
- энциклопедические словари и справочники,
- аннотированный указатель литературы для педагога и для детей;
- видео- и аудиоматериалы;
- компьютерная поддержка программы;
- подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов и т.д.;
- перечень объектов для экскурсий;
- календарь знаменательных дат;
- информация о жизни и деятельности людей, внесших существенный вклад в искусство и науку, производство, спорт, туризм и т.д.;
- подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по конкретному направлению деятельности обучающихся;
- коллекции различных предметов по направлениям творческой деятельности данного объединения (альбомы, репродукции произведений искусства, произведения декоративно - прикладного искусства, почтовые марки, открытки, значки, памятные медали, портреты людей, достигших успехов в конкретном направлении творческой деятельности, натурные объекты, модели, макеты различных устройств и т.д.);
- информация о мемориальных центрах, музеях, картинных галереях, выставочных залах и т. п. по направлению творческой деятельности конкретного объединения детей;
- материалы, отражающие достижения обучающихся;
- оборудование рабочего места.
В программе описывается содержание внеурочной деятельности   школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. Если программу предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.

Полезные ссылки:

Банк программ внеурочной деятельности для начальной школы

 

 

  1. При подготовке страницы использованы материалы администрации МКОУ "КСОШ №2"

     

Категория: Учителям | Добавил: Ирина-Юрьевна (27.08.2014)
Просмотров: 3758 | Комментарии: 1 | Теги: рабочая программа | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 1
1  
полезно!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

  

 

 

 

КЛАССНЫЕ БЛОГИ

АРХИВ

 


Оцените наш сайт
Всего ответов: 275

 


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

 

 

 


ВНИМАНИЕ!

САЙТ НАХОДИТСЯ В СТАДИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ,
ТЕСТИРОВАНИЯ И ОТЛАДКИ

...но это значит лишь только то, что он ещё совсем юный, и поэтому информация, которую Вы ищете, пока может здесь отсутствовать. Но задавать вопросы, оставлять свои пожелания, советы и комментарии Вы можете уже сейчас, это только приветствуется!