Каталог статей

Главная » Статьи » Учительская » Классным руководителям

Положение о работе классного руководителя
Общие положения

Воспитательная работа среди обучающихся является одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений.

Основными целями образовательного учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся, их успешная социализация в обществе и адаптация на рынке труда, воспитание гражданственности, духовности, инициативности и самостоятельности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Задачей образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако основная роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.

В соответствии с п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 «на педагогического работника с его согласия могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе».

Классный руководитель назначается с согласия педагогического работника приказом руководителя общеобразовательного учреждения на основании решения педагогического совета.

Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по воспитательной работе.

Класс – это группа обучающихся, как правило, одного возраста, осваивающих одну образовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.
Цели и задачи деятельности классного руководителя

Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося.

Задачи классного руководителя:

1) формирование и развитие коллектива класса;
2) организация системной работы с обучающимися в классе;
3) создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
4) организация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
5) защита прав и интересов обучающихся;
6) гуманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками;
7) формирование здорового образа жизни;
8) формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей;
9) организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
Функции классного руководителя

Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава образовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

В своей деятельности классному руководителю необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
1. Организационно-координирующие


Разработка плана деятельности классного руководителя исходя из анализа, состояния и перспектив развития классного коллектива. Прогнозирование результата воспитывающей деятельности.


Установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования).


Взаимодействие с педагогическими работниками и иными работниками общеобразовательного учреждения.


Организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива.


Организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий.


Стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе через систему дополнительного образования детей (вовлечение в кружки, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, организацию экскурсий, посещение театров, выставок).


Взаимодействие с общественными организациями, советом ветеранов, заслуженными работниками образования.


Защита, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:

– сотрудничество с медицинским персоналом школы;
– организация просветительской работы с обучающимися, учителями и родителями;
– воспитание позитивного отношения к урокам физкультуры и занятиям спортом.


Организация изучения обучающимися правил по охране труда, правил дорожного движения, безопасного поведения в городе, в быту, на воде.


Обеспечение охраны и защиты прав обучающихся, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). Сотрудничество с социальным педагогом.


Выявление, учет и работа с детьми социально незащищенных категорий.


Работа с детьми, подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении.


Содействие профессиональному самоопределению выпускников, осознанному выбору ими профессии.


Ведение документации: классного журнала, личных дел обучающихся, осуществление проверок дневников, разработок методических материалов мероприятий.


Еженедельное проведение классных часов и родительских собраний раз в четверть.


Организация дежурства по классу, образовательному учреждению, столовой, коллективная уборка школы, помощь детей в ремонте образовательного учреждения.


Соблюдение санитарного состояния прикрепленного кабинета.


Забота о внешнем виде воспитанников.


Оперативное извещение администрации школы о каждом несчастном случае. Принятие мер по оказанию первой доврачебной помощи.


Взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом.
2. Коммуникативные


Регулирование межличностных отношений между обучающимися.


Установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися.


Содействие общему благоприятному психологическому климату в классе.


Оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств. Помощь в решении проблем, возникающих в общении с товарищами, учителями, родителями.
3. Аналитико-прогностические


Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития.


Направление самовоспитания и саморазвития личностей обучающихся.


Определение состояния и перспектив развития классного коллектива.
4. Контрольные


Контроль за успеваемостью каждого обучающегося.


Контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Формы работы классного руководителя

В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:


индивидуальные (беседы, консультации, совместный поиск решения проблемы и др.);


групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);


коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:


определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;


учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;


обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
Критерии оценки деятельности классного руководителя
1. Критерий результативности

Отражает уровень социального развития обучающихся:


уровень общей культуры и дисциплины, гражданской зрелости, нравственности, воспитанности учащихся;


успеваемость учеников класса (высокая, средняя, низкая), формы ее контроля и повышения (с учетом реальных возможностей класса);


комфортный психологический климат обучающихся.
2. Критерии деятельности

Позволяют оценить реализацию управленческих решений классного руководителя:


наличие установленной для классного руководителя документации;


ведение документации в соответствии с требованиями:

– план воспитательной работы, постановка конкретных задач воспитания и их реализация, анализ и оценка результатов работы;
– классный журнал с регистрацией поручений и занятости учащихся в кружках и секциях;
– регулярный учет в журнале посещаемости уроков в классе, контроль за пропусками уроков;
– психолого-педагогические карты изучения личностей учащихся.


Организация воспитательной работы с обучающимися:

– массовые воспитательные дела класса;
– участие классного коллектива в общих делах школы;
– организация участия классного коллектива во внешкольных мероприятиях (районные, городские конкурсы, экскурсии);
– развитие ученического самоуправления;
– социальная защищенность учащихся;
– умение разрешать конфликты (ученик-ученик, ученик-учитель);
– вовлечение каждого ученика в значимую для него и окружающих деятельность.


Активная деятельность классного руководителя:

– участие в мероприятиях по воспитательной работе и обмену опытом в рамках образовательного учреждения, района, округа и города;
– профессиональное общение с педагогическими работниками, взаимодействующими с обучающимися в данном классе, другими участниками образовательного процесса и общественностью.


Работа с родителями:

– организация совместных с родителями мероприятий;
– изучение семей учащихся и организация индивидуальной работы с семьями, нуждающимися в педагогической поддержке.
Категория: Классным руководителям | Добавил: Ирина-Юрьевна (07.08.2012)
Просмотров: 2323 | Теги: Классному руководителю | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

 

 

 

КЛАССНЫЕ БЛОГИ


Представьтесь, кто Вы?
Всего ответов: 606

 


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0